Рейтинг Рунета: количество digital-подрядчиков в России уменьшится в ближайшие два года
Оценили, сколько компаний оказывают цифровые услуги в России.
По данным Рейтинга Рунета, к концу 2024 года в России насчитывается чуть больше 3,5 тысяч компаний, оказывающих digital-услуги, и количество таких компаний в ближайшие два года будет уменьшаться. При этом почти половина фирм, оказывающих цифровые услуги, заняты в разработке и обслуживании ПО, и доля этого сегмента будет расти. Общее снижение числа компаний при росте доли разработчиков объясняется необходимостью импортозамещения и снижением бюджетов на маркетинг и рекламу.
Сервис подбора digital-подрядчиков Рейтинг Рунета завершил исследование, целью которого было оценить количество компаний, оказывающих цифровые услуги: разработка сайтов, мобильных приложений и ПО, интеграция корпоративных решений, реклама, маркетинг, коммуникации, брендинг, дизайн, контент и другие.
В анализ и выборку не попали компании, специализация которых — оборудование (продажа, настройка, интеграция, обслуживание) или продажа своих цифровых продуктов или лицензий (даже если они оказывают связанные с ними услуги).
Александр Туник Руководитель продуктового направления Рейтинга Рунета |
«Долгое время по рынку ходила легенда о „десяти тысячах агентств“, которую цитировали даже хорошо знающие рынок, но которой не было ровным счётом ни одного подтверждения. Нам давно хотелось её проверить».
Команда проекта изучила публичные рейтинги и каталоги, в которых размещаются digital-подрядчики, а также сайты подрядчиков, работающих на российских клиентов. Полученные результаты были проанализированы вручную в два этапа.
На первом были отсеяны сайты компаний, специализирующиеся не на digital-услугах — например, на производстве полиграфии, бизнес-консалтинге или наружной рекламе.
На втором этапе эксперты Рейтинга Рунета оценили, являются ли найденные компании действующими, по следующим критериям: актуальность услуг и проектов, наличие (в том числе на сайте и в соцсетях компании) контента, датированного 2024 годом (новости, статьи, кейсы, отчёты о мероприятиях, награды фестивалей и так далее). Одновременно с оценкой были отсечены индивидуальные специалисты, даже оказывающие цифровые услуги.
Александр Туник Руководитель продуктового направления Рейтинга Рунета |
«Мы решили, что компанию нельзя назвать рыночным игроком, если она не ведёт сайт, соцсети, блог или телеграм-канал. Она может что-то делать одному-двум заказчикам, фактически являясь выделенным в отдельное юридическое лицо инхаус-отделом, или вообще работать в „серой зоне“. А фрилансеры — это отдельный сегмент рынка, до него мы дойдём позже».
Полученный список действующих компаний вручную разделили по их специализации, которая оценивалась по выручке (если такие данные были доступны) и проектам.
В итоге, к концу декабря 2024 года было обнаружено 3504 действующие компании.
Распределение по специализации получилось таким.
Заказная разработка программных продуктов — 1281 (36,56%) Реклама, маркетинг, коммуникации — 957 (27,31%) Комплексное диджитал агентство — 656 (18,72%) Интеграторы корпоративных решений — 410 (11,7%) Брендинг и дизайн — 200 (5,71%)
В процессе проверки было отсеяно около 20 тысяч компаний, анализ сайтов и соцсетей которых не убедил, что компания является действующей: в них не было актуального контента и портфолио.
Александр Туник Руководитель продуктового направления Рейтинга Рунета |
«Скорее всего, в 2025–2026 годах компаний, оказывающих цифровые услуги, станет ещё меньше. Скажутся сложная экономическая ситуация, тенденция на укрупнение рынка путём поглощения мелких компаний большими и сокращение маркетинговых бюджетов. Надеяться на скорое восстановление отношений с западными странами и быстрое возвращение западных брендов не стоит. Если это и случится, то точно не в следующем году. При этом доля компаний, занимающихся разработкой, вырастет из-за спроса на импортозамещение корпоративных решений»
Анатолий Денисов Операционный директор Рейтинга Рунета |
«В 2025 году мы планируем провести углублённое качественное исследование компаний, чтобы точнее определить их специализацию и другие важные характеристики».
Пояснение к результатам.
1. В списке указано количество компаний, для которых названная специализация является основной. 99% компаний при этом оказывают и другие услуги — например, разработка сайтов+поисковое продвижение или маркетинг+брендинг и дизайн. Часто такие компании делятся на так называемые «юниты» со своей специализацией и процессами.
2. Брендинг и дизайн решено выделить в самостоятельный сегмент, несмотря на то, что многие считают их частью маркетинга.
3. Комплексными признаны компании, постоянно оказывающие услуги из всех или почти всех специализаций (оценивалось по выручке и числу проектов).
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Источник: www.cossa.ru